ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКОЙ


1. Общие положения

1.1 Настоящие Правила определяют порядок доступа к фондам и условия предоставления услуг пользователям ГБУК «Новгородская областная универсальная научная библиотека» (далее Библиотека), регламентируют взаимоотношения Пользователей и Библиотеки.

1.2 Правила разработаны в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством (Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, федеральный закон «О библиотечном деле», закон Новгородской области «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Новгородской области» и др.) и Уставом Библиотеки.

1.3 Правила являются типовым формуляром Библиотеки для всех Пользователей и определяют положения договора присоединения (ст. 420 и ст. 428 ГК РФ), заключаемого между Библиотекой и Пользователем.

1.4 Заключение Договора осуществляется путем присоединения Пользователя к настоящим Правилам в целом (ст. 428 ГК РФ) и производится путем регистрации Пользователя в Библиотеке на основании поданного в Библиотеку Заявления о присоединении к Правилам пользования Новгородской областной универсальной библиотеки на бумажном носителе, составленном по форме Приложение 1 к настоящим Правилам.

1.5. Права и обязанности сторон по настоящему Договору возникают с момента заключения Договора. Факт заключения Договора подтверждается выдачей Библиотекой Пользователю читательского билета на основании Заявления о присоединении к Правилам.

1.6. Правила Библиотеки утверждаются администрацией Библиотеки по согласованию с Комитетом культуры Новгородской области, осуществляющим полномочия и функции учредителя от имени Новгородской области, по мере необходимости могут изменяться и дополняться.

2. Порядок пользования Библиотекой

2.1 Запись в Библиотеку, читательский билет

2.1.1. Запись в Библиотеку осуществляется в отделе учета и контроля по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. При записи гражданин обязан ознакомиться с Правилами пользования Библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью в Заявлении.

2.1.2. Пользователь предоставляет свои персональные данные и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе. Библиотека гарантирует Пользователю обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных. Библиотека не использует сведений о пользователях в иных интересах, кроме обеспечения процесса обслуживания, и не передает эти сведения сторонним физическим и юридическим лицам.

2.1.3. На основании предоставленных документов, а также сведений о специальности и месте работы (учебы) пользователь получает постоянный или временный читательский билет. Читательский билет является единственным документом, дающим право пользоваться услугами Библиотеки.

Постоянный читательский билет - дает лицам, достигшим 14-летнего возраста, право пользования Библиотекой на неограниченный срок (для оформления необходимы 2 фотографии размером 3х4). Подлежит ежегодной перерегистрации при наличии паспорта.

Временный читательский билет дает право на посещение читальных залов сроком до 30 календарных дней.

2.1.4. Стоимость бланка читательского билета устанавливается Библиотекой с учетом размеров затрат, связанных с его изготовлением. Пенсионерам и инвалидам читательский билет выдается бесплатно.

2.1.5. Читательский билет является персональным, не подлежит передаче другому лицу.

2.1.6. В случае утери билета, изменения адреса, имени или фамилии следует немедленно уведомить Библиотеку. При несвоевременном уведомлении, Пользователь несет ответственность за документы, выданные по этому билету, а также за все платежные обязательства, накопившиеся к моменту извещения им Библиотеки об утере билета.

2.2. Порядок обслуживания пользователей

2.2.1 При посещении Библиотеки Пользователь должен сдать в гардероб верхнюю одежду, сумки, портфели и все документы (издания), не предназначенные в данный момент для возврата в Библиотеку.

2.2.2. При каждом посещении Библиотеки необходимо предъявлять читательский билет.

2.2.3. Для обслуживания в читальном зале и специализированных отделах Библиотеки, Пользователь предъявляет читательский билет контролеру и получает контрольный листок, который при выходе необходимо вернуть с отметками (штампами) отделов, услугами которых он пользовался.

2.2.4. Документы, взятые на дом, предъявляются контролеру при выходе вместе с контрольным листком, в котором стоит отметка (штамп) о разрешении на вынос, или номерком на количество книг, выданных на Абонементе.

2.2.5. Копирование фрагментов документов производится в пункте ксерокопирования.

2.2.6. В случае потери читательского билета Пользователь должен обратиться в отдел учета и контроля для оформления дубликата читательского билета и оплатить стоимость его изготовления.

2.2.7. В случае потери контрольного листка, номерка из гардероба или других недоразумений Пользователь должен обратиться к дежурному библиотекарю или в администрацию Библиотеки.

2.3. Порядок выдачи документов

2.3.1. Для получения необходимого документа заполняется бланк требования, в который заносятся сведения об издании из каталогов и баз данных библиотеки. Консультацию и помощь по поиску документа можно получить у консультанта в зале каталогов (I этаж), информационно-библиографическом отделе (I этаж), зале электронной информации (II этаж).

2.3.2. Выдача документов для пользования в читальном зале

2.3.2.1. Выдача документов для пользования в читальном зале производится по предъявлению читательского билета и контрольного листка. Единовременно Пользователю выдается не более 10 документов для работы в читальном зале, количество выдаваемых документов в течение рабочего дня Библиотеки не ограничивается.

2.3.2.2. При получении документов в читальных залах Пользователь расписывается на книжном формуляре каждого издания, ставит дату и номер читательского билета.

2.3.2.3. Заказы на документы из книгохранилища выполняются в течение 15-30 минут.

2.3.2.4. На документы из хранилища, расположенного в другом здании, принимаются предварительные заказы, документы доставляются два раза в неделю.

2.3.2.5. Документы из фондов читальных залов могут выдаваться для пользования за пределами Библиотеки на ночь, выходные или праздничные дни под денежный залог (ГК РФ ст. 299, п.2).

Редкие и ценные издания, альбомы, атласы, справочные издания и документы, полученные по межбиблиотечному абонементу, на дом не выдаются.

2.3.3. Выдача документов на дом

2.3.3.1. Для получения документов во временное пользование на дом в отделе абонемента, абонементов специализированных отделов необходимо оформить формуляр в каждом отделе (оформляется при наличии паспорта и постоянного читательского билета, подлежит ежегодной регистрации).

2.3.3.2 .Пользователям, не имеющим регистрации в г. Великий Новгород, или имеющим временную регистрацию, иностранным гражданам предоставляется право пользования только читальными залами Библиотеки. Лица, временно проживающие в городе и желающие стать читателями абонемента, вносят разовый денежный залог.

2.3.3.3. Пользователь может получить не более 5 книг и 5 журналов сроком на 30 дней с правом продления времени пользования (в Библиотеке, по телефону, по почте), но не более 2-х раз подряд, если на них нет спроса со стороны других пользователей.

В случае нарушения сроков возврата с Пользователей взимается плата за пользование документами сверх установленного срока.

2.3.3.4. Пользователь расписывается в формуляре за каждый полученный документ, при возвращении расписки погашаются подписью библиотекаря. Сроки возврата проставляются в формулярах и бумажных билетах со сроками возврата, которые выдаются при записи на абонемент. Необходимо своевременно продлевать сроки пользования документами в каждом отделе, где получены документы на дом.

Для продления сроков пользования по телефону необходимо сообщить номер читательского билета, фамилию и срок возврата документов, записать новый срок в билет.

2.3.3.5. В случае задержки возврата документов более чем на 4 месяца, другие документы Пользователю в Библиотеке не предоставляются до возвращения всех взятых ранее изданий.

Пользователи, не оплатившие пользование документами сверх установленного срока в течение 3-х месяцев со дня начисления платежей, могут пользоваться только читальными залами Библиотеки.

3. Права и обязанности пользователей

3.1 Пользователи библиотеки имеют право:

3.1.1 Бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов, картотек, электронных баз данных и другие формы информирования.

3.1.2 Бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации.

3.1.3 Бесплатно получать документы из фондов Библиотеки во временное пользование.

3.1.4. Получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек.

3.1.5. Пользоваться всеми видами дополнительных услуг за плату

3.1.6. Приносить и пользоваться своими портативными компьютерами, имеющими автономное питание, без права подключения к локальной сети Библиотеки.

3.1.7. Принимать участие в мероприятиях, проводимых Библиотекой.

3.1.8. Вносить свои предложения по улучшению деятельности Библиотеки, оказывать помощь и участвовать в деятельности, любительских объединений, клубов, создаваемых в Библиотеке по согласованию с администрацией Библиотеки.

3.1.9. В соответствии с действующим законодательством обжаловать действия должностного лица Библиотеки, ущемляющего его права.

3.2. Пользователи Библиотеки обязаны

3.2.1. Соблюдать настоящие Правила пользования библиотеки.

3.2.2 Бережно относиться к имуществу Библиотеки, мебели и оборудованию, документам из фондов библиотеки; не делать в них пометок и не наносить какого-либо ущерба их физическому состоянию

3.2.3. Получив книгу или иной документ, проверить его состояние и при наличии дефектов сообщить о них библиотекарю.

3.2.4. Не выносить из помещения Библиотеки документы без специального разрешения.

3.2.5. Соблюдать сроки возврата документов, полученных во временное пользование, по абонементу и под залог.

3.2.6. В помещении Библиотеки соблюдать порядок и тишину, бережно относиться к имуществу и техническим средствам, быть вежливыми и тактичными с сотрудниками и посетителями Библиотеки.

3.2.7. Не нарушать расстановку карточек в каталогах, не вынимать их из каталогов и картотек, не нарушать порядок расстановки книг в фондах с открытым доступом.

3.2.8. Своевременно производить оплату за предоставленные платные услуги.

3.2.9. Пользователям Библиотеки запрещается:

  • использовать для записи в Библиотеку документы другого лица или передавать для этих целей свои документы кому-либо;
  • передавать свой читательский билет в другие руки или использовать билет другого лица;
  • при работе на компьютере Библиотеки менять настройки, устанавливать программное обеспечение, просматривать не принадлежащие Библиотеке мультимедийные продукты;
  • создавать помехи процессу обслуживания, вести разговоры по мобильному телефону в читальных залах и обслуживающих отделах; создавать шум, мешающий работе других пользователей;
  • находиться в нетрезвом состоянии, в грязной одежде; курить в помещениях;
  • производить без разрешения фото-киносъемки; входить в служебные помещения, пользоваться служебными телефонами;
  • проповедовать, торговать, размещать постороннюю информацию без разрешения администрации.

3.3. Ответственность пользователей

3.3.1. Пользователь Библиотеки несет ответственность за соблюдение настоящих Правил. Лица, причинившие моральный и материальный ущерб персоналу, имуществу и фонду Библиотеки, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.3.2. При утере или порче документов (изданий) из фонда Библиотеки Пользователь обязан заменить их соответственно такими же или признанными специалистами Библиотеки равноценными документами (в том числе и копиями утраченных документов),а при невозможности их замены – возместить их индексированную стоимость в 10-кратном размере. Порядок возмещения испорченных или утраченных документов определяется особо в каждой конкретной ситуации заведующей отделом.

3.3.3. В случае нарушении сроков возврата документов, полученных во временное пользование на абонементе, в специализированных отделах или под залог пользователь обязан оплатить пользование документами сверх установленного срока в определенном размере за каждый просроченный день.

3.3.4. При утере номерка из гардероба взимается его стоимость, установленная администрацией.

4. Обязанности Библиотеки

4.1. В соответствии со своим Уставом и настоящими Правилами Библиотека обязана:

4.1.1. Обеспечивать свободный доступ к информации, предоставлять пользователям доступ к собственным ресурсам и внешним электронным информационным ресурсам.

4.1.2. Информировать пользователей об услугах, предоставляемых библиотекой, и условиях их предоставления.

4.1.3. Комплектовать, в пределах выделяемых бюджетных ассигнований фонд библиотеки и предоставлять его в общественное пользование.

4.1.4. Обеспечивать сохранность своих фондов.

4.1.5. Принимать меры по обеспечению своевременного возврата документов, направлять в установленные сроки письменные напоминания пользователям.

4.1.6. Осуществлять библиотечное, справочно-библиографическое, информационное обслуживание пользователей в соответствии с их запросами.

4.1.7. Обеспечивать пользователям необходимые комфортные условия работы, совершенствовать технологии обслуживания для повышения качества обслуживания.

4.1.8. Соблюдать режим работы отделов Библиотеки, в случае изменений своевременно оповещать об этом пользователей.

4.1.9. Обеспечивать конфиденциальность персональных сведений о пользователях и их чтении.

5. Права Библиотеки

5.1. Библиотека имеет право:

5.1.1. Самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, определенными в Уставе Библиотеки

5.1.2. Утверждать по согласованию с учредителем «Правила пользования Библиотекой», режим работы.

5.1.3. Определять порядок и формы обслуживания, условия пользования библиотечным фондом, в том числе особые условия и ограничения выдачи и копирования редких и ценных документов, имеющих плохое физическое состояние.

5.1.4 Изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов и действующими нормативно-правовыми актами.

5.1.5. С учетом потребностей пользователей определять виды дополнительных платных услуг и их стоимость.

5.1.6. Определять виды и размеры компенсаций и неустоек за ущерб, нанесенный фонду, имуществу и пользователям библиотеки.

5.1.7. Обращаться в судебные и правоохранительные органы для возмещения ущерба, нанесенного Пользователем.

6. Библиотека несет ответственность:

6.1. За сохранность, своевременный учет и использование имущества и фонда документов Библиотеки как части государственной собственности.

6.2. За соблюдение этических норм поведения в обслуживании пользователей