T

С 9 июля Новгородская областная библиотека работает для читателей

Внимание: перед посещением библиотеки просим обязательно ознакомиться с Временными правилами!
  

После открытия библиотека работает в ограниченном режиме:

Для посетителей будут открыты читальные залы и интернет-класс. Будут работать все обслуживающие отделы, но ограничен свободный доступ в фонд. Новые читатели могут записаться в библиотеку при наличии паспорта.

Посетители библиотеки должны быть в масках. При входе будет осуществляться обязательный контроль температуры. Мы просим соблюдать социальную дистанцию не менее полутора метров. Для заполнения контрольных листков, пожалуйста, приносите собственную ручку!

В библиотеке будут установлены защитные настольные экраны, нанесена разделительная разметка, размещены диспенсеры с дезинфицирующими средствами. Сотрудники, обслуживающие посетителей, экипированы разовыми защитными масками и перчатками. Будут соблюдаться нормы Роспотребнадзора по одновременному пребыванию людей в помещениях. Все документы после возврата читателями для передачи в основное хранение размещаются на карантин на пять дней, после чего направляются в фонд. Не могут быть выданы издания, находящиеся на карантине или заказанные другим читателем.

Сохраняется запрет на массовые мероприятия. Но будем рады индивидуальным посетителям наших выставок.

Надеемся на ваше понимание и терпение и ждём встречи с вами!

Справки по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В библиотеке открыта выставка «Музыка на войне»

N

В витринах холла II этажа областной библиотеки работает книжно–иллюстративная выставка «Музыка на войне», посвящённая 75–летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

На выставке представлены книги о музыке, ноты, грампластинки, CD–диски, фотографии, нотные летописи за 1941–1943 гг., песенные сборники, изданные в военные годы и другие материалы.

Выставка будет работать по 6 декабря 2020 года.

Справки: 77–36–59, отдел литературы по искусству.

Вход свободный.

Музыка на войне

Нападение фашистской Германии поставило народы СССР перед смертельной опасностью. 22 июня 1941 года стало поворотным рубежом, за которым последовали годы тяжелейших испытаний, суровых лишений. Казалось бы, время героической борьбы, когда вся деятельность людей была направлена к одной цели – всё для фронта, – должно было если не исключить, то хотя бы сильно ограничить создание новых художественных ценностей. На деле же произошло прямо противоположное: годы Великой Отечественной войны вызвали к жизни художественные творения непреходящего значения. Пожалуй, ни один вид искусства не может гордиться такой весомостью своих завоеваний в эти суровые годы, как музыка.

Во время самой жестокой и кровопролитной войны в истории человечества сопротивление врагу развернулось не только на поле брани – необходимо было отстоять великие завоевания духовного самосознания народа. Музыка стала жизненно необходимой как для бойцов, так и для тех, кто остался в тылу или оказался на временно оккупированной территории. А для музыкантов выполнение их прямых профессиональных обязанностей стало патриотическим долгом. Никогда прежде деятели музыки не ощущали себя столь нужными своему народу. И то искусство, которое они несли людям, по своей внутренней сути было чуждо войне, самой идее разрушения и убийства – оно поднимало и укрепляло в людях их человеческое достоинство.

N N N N N N N 

Музыка звучала на всех фронтах, она стала неотъемлемой частью повседневного быта людей в экстремальных условиях. И если все остальные виды искусства требовали особых условий, то музыка могла стать реальностью в любой ситуации – она могла звучать в окопах и землянках, рождаясь при помощи естественного инструмента, данного природой человеку – его голоса. В годы войны армейская самодеятельность действовала едва ли не в каждой воинской части.

Несмотря на значительные трудности, не прерывалась музыкальная жизнь в двух крупнейших культурных центрах страны – Москве и Ленинграде. Вплоть до октября 1941 года в Москве постоянно проводились концерты, оперные спектакли. Неумолимое приближение фронта, достигшего в памятные дни битвы за Москву окрестностей столицы, заставило эвакуировать в тыл значительные артистические силы. Тем не менее, уже в конце октября в Москве стал действовать Филиал Большого театра. Особого восхищения и преклонения заслуживает деятельность артистов и музыкантов в осаждённом Ленинграде. За время блокады в городе состоялись 81 оперный и 55 балетных спектаклей. Знаменитая 7–я («Ленинградская») симфония Дмитрия Шостаковича (1941), написанная и исполненная в блокадном городе, по своему значению вышла далеко за пределы явлений музыкального искусства.

Постепенно сложилась особая система музыкально–общественной деятельности, приспособленная к условиям войны, где всё определялось главным – взаимодействием фронта и тыла. Фронтовые бригады, комплектовавшиеся из артистов–профессионалов, выступали порой в непосредственной близости от фронта, концерты проходили под аккомпанемент разрывающихся мин, пулемётных очередей, орудийных залпов. Среди виднейших мастеров, участников фронтовых концертов, можно назвать певцов М. Михайлова, В. Барсову, Н. Обухову, скрипача Д. Ойстраха, пианистов Э. Гилельса и Я. Флиера, квартет им. Л. ван Бетховена... Именно на военные годы приходится взлёт популярности эстрадных певиц Клавдии Шульженко и Лидии Руслановой.

Музыка разных жанров звучала в годы Великой Отечественной войны, но один жанр занял исключительное положение. Речь идёт о массовой песне, именно в это время вступившей в пору расцвета. Наивысшим выражением психологического настроя военных лет стала «Священная война» А. Александрова на слова В. Лебедева–Кумача. Среди песен, рождённых и звучавших в военные годы, были не только патриотические, но и лирические, а также шуточные. Всем известны песни «В землянке» К. Листова (сл. А. Суркова), «Катюша» М. Блантера (сл. М. Исаковского), «Эх, дороги» А. Новикова (сл. Л. Ошанина), «Тёмная ночь» Н. Богословского (сл. В. Агатова), «Вечер на рейде» В. Соловьёва–Седого (сл. А. Чуркина), «Вася–Василёк» А. Новикова (сл. С. Алымова). В них запечатлены живая, доверительная интонация, добрый юмор, особая сердечность и откровенность выражения тех нужных мыслей и чувств, которые приходят к человеку перед лицом смерти.

/ По материалам книги: История современной отечественной музыки.

Вып. 2 (1941–1958) - М.: Музыка, 1999

Ассоциация региональных библиотечных консорциумов Система ГАРАНТ Ассоциация региональных библиотечных консорциумов. Сводный каталог периодики библиотек России КонсультантПлюс ИРБИС

 Центральные библиотеки субъектов РФ Российская библиотечная ассоциация Электронно-библиотечная система Культура Гранты России-245 5